(Выписка из “Правил пользования библиотеками Государственного учреждения культуры «Кормянская центральная районная библиотека»”
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Правила пользования библиотеками Кормянского района, являющимися обособленными подразделениями –филиалами государственного учреждения культуры «Кормянская центральная районная библиотека» (далее – Правила) разработаны в соответствии с законодательством, Кодексом Республики Беларусь о культуре, уставом государственного учреждения культуры «Кормянская центральная районная библиотека», политикой в отношении обработки персональных данных государственного учреждения культуры «Кормянская центральная районная библиотека» (далее – Библиотека) и регламентируют взаимоотношения Библиотеки и ее пользователей в процессе библиотечного, информационного и социокультурного обслуживания.
2. Библиотека является государственной публичной библиотекой, республиканским информационным и социокультурным центром. Фонд Библиотеки отражает информационный, культурный, образовательный и научный потенциал общества. Информационные ресурсы Библиотеки являются общедоступными. Ограничения по их использованию определяются только в целях сохранности особо редких и ценных документов, а также в случаях, предусмотренных законодательством.
3. Право получать доступ к информационным ресурсам центральной районной библиотеки предоставляется гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства с 14 лет. В исключительных случаях – до 14 лет в присутствии и с письменного согласия родителей или иных законных представителей. В детской и сельских библиотеках право получать доступ к информационным ресурсам предоставляется гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства с любого возраста
4. Библиотека обеспечивает библиотечное, информационное и справочно-библиографическое обслуживание пользователей в читальных залах, через межбиблиотечный абонемент, путем виртуального обслуживания.
6. Библиотека обеспечивает социокультурное обслуживание пользователей через разнообразные формы работы выставочного, экскурсионного и культурно-просветительского.
7. Библиотека оказывает пользователям основные услуги:
- бесплатное предоставление полной информации о составе фондов и информационных ресурсах Библиотеки;
- бесплатную консультационную помощь в поиске источников информации;
- бесплатную выдачу документов из фондов Библиотеки для временного пользования ;
- выдачу документов или их копий по межбиблиотечному абонементу и электронной доставке документов;
- предоставление доступа к электронным информационным ресурсам.
Библиотека оказывает иные виды услуг, в том числе платные, согласно «Прейскуранту платных услуг, оказываемых государственным учреждением культуры “Кормянская центральная районная библиотека” физическим и юридическим лицам» (далее – Прейскурант).
ГЛАВА 2
ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ И ПЕРЕРЕГИСТРАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
8. Право доступа к информационным ресурсам Библиотеки пользователь получает при регистрации в Библиотеке.
9. Для регистрации в качестве пользователя Библиотеки гражданину необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность: паспорт, вид на жительство в Республике Беларусь, удостоверение беженца.
10. Пользователь должен ознакомиться с данными Правилами и засвидетельствовать согласие по их выполнению личной подписью.
11. Регистрация коллективных пользователей (юридических лиц) осуществляется на основании договора, определяющего порядок предоставления библиотечно-информационных и библиотечных услуг.
ГЛАВА 5
ПРАВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
32. Пользователи Библиотеки имеют право:
- посещать Библиотеку в соответствии с режимом ее работы;
- получать во временное пользование документы из фондов Библиотеки на дом и для работы в читальном зале ;
- получать полную информацию о документах из фондов Библиотеки через систему каталогов, картотек, баз данных и других форм библиотечного информирования;
- получать консультационную помощь по поиску источников информации и заказу документов;
- получать доступ к национальным и мировым базам данных, информационным ресурсам интернета;
- получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу, в том числе путем электронной доставки документов;
- бронировать документы на определенное время и продлевать срок пользования документом при отсутствии запросов со стороны других пользователей на данный момент;
- посещать мероприятия и занятия, проводимые для пользователей в Библиотеке;
- получать другие виды услуг, в том числе платные, перечень которых определен Библиотекой и утвержден согласно законодательству Республики Беларусь;
- обращаться к руководству Библиотеки с предложениями, замечаниями, жалобами по вопросам, связанным с обслуживанием пользователей.
ГЛАВА 6
ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
33. Пользователи Библиотеки обязаны:
- выполнять настоящие Правила, другие локальные правовые акты Библиотеки;
- придерживаться режима работы Библиотеки;
- проходить перерегистрацию один раз в год в соответствии с установленным Библиотекой порядком. Пользователи, не прошедшие перерегистрацию, Библиотекой не обслуживаются;
- бережно относиться к полученным в пользование документам и имуществу Библиотеки; сообщать библиотекарю о выявлении повреждений в документе;
- сохранять тишину, порядок, чистоту в помещениях Библиотеки;
- вежливо относиться к сотрудникам и посетителям Библиотеки;
- в чрезвычайных ситуациях (пожар, авария, угроза террористического акта и др.) исполнять требования сотрудников Библиотеки, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.
34. Пользователям Библиотеки запрещается:
- видеоаппаратуру, удлинители и сетевые фильтры, колющие и режущие предметы;
- проходить в Библиотеку в неопрятном внешнем виде;
- посещать Библиотеку в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием наркотических, психотропных, токсичных средств;
- входить в Библиотеку с животными, за исключением пользователей с ослабленным зрением и лишенных зрения в сопровождении собаки-поводыря;
- осуществлять действия, причиняющие вред документу (вырывать или вырезать страницы, делать пометки, подчеркивать, калькировать рисунки и карты, писать на листах бумаги, положенных на документ, самостоятельно осуществлять мелкий ремонт документов и т. д.);
- делать пометки на каталожных карточках и вынимать их из каталожных ящиков;
- брать без разрешения документы, полученные другими пользователями;
- принимать еду и цветные напитки в читальном зале;
- использовать мобильные телефоны, фотоаппараты и другие технические средства для видеосъемки и фотографирования документов из фондов Библиотеки, информации с экранов мониторов, кроме случаев съемки проведения массовых мероприятий;
- оставлять без присмотра включенные в электросеть Библиотеки для подзарядки или работы технические устройства (личные ноутбуки, мобильные телефоны и др.);
- самовольно размещать в помещениях Библиотеки объявления, афиши и другие материалы, заниматься предпринимательской, агитационной и рекламной деятельностью;
- нарушать общественный порядок;
- курить в помещениях Библиотеки.
ГЛАВА 7
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
35. Пользователи Библиотеки, нанесшие вред документам или имуществу Библиотеки (компьютерам, оргтехнике, мебели, электрооборудованию и др.), покрывают потерю согласно законодательству.
36. Пользователи, нарушающие общественный порядок, проявляющие неуважение к сотрудникам и пользователям Библиотеки, несут ответственность согласно Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях.
37. За нарушение настоящих правил пользователям может быть временно ограничен доступ к информационным ресурсам и услугам библиотеки на срок не более одного года.
ГЛАВА 8
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКИ
38. Библиотека имеет право:
- вносить дополнения и изменения в данные Правила в установленном порядке;
- определять условия использования библиотечных фондов и других информационных ресурсов, а также режим доступа к ним;
- определять в соответствии с законодательством виды и размеры компенсации вреда, нанесенного пользователями;
- определять срок ограничения (не более одного года) доступа к информационным ресурсам и услугам библиотеки пользователям, нарушившим настоящие правила.
39. Библиотека обязана:
- формировать информационные ресурсы, обеспечивать их сохранность и рациональное использование в соответствии с законодательством в области библиотечного дела и уставом Библиотеки;
- создавать благоприятные условия для работы пользователей в Библиотеке;
- обеспечивать высокую культуру обслуживания пользователей;
- сохранять конфиденциальность сведений о пользователях;
- информировать пользователей о:
- дополнениях и изменениях, вносимых в эти Правила;
- изменениях в режиме работы Библиотеки;
- видах услуг, предоставляемых Библиотекой.